Тульская оборонительная операция

Автор: В.Г. Жаворонков, первый секретарь Тульского обкома ВКП(б), председатель городского Комитета обороны

Сдача Сталиногорска и Узловой вызвала тяжелые последствия. После 21 ноября началось очень сильное продвижение противника. 24 ноября немецкие танки вошли в Венев, 25 ноября вышли к Кашире.

Могло показаться, что фронт взломан на 85 километров и танки немцев вышли на оперативный простор: взятия мостов через Оку и рывок по автостраде от Каширы на Москву. Но только могло показаться, если бы у Ставки не было создано стратегического резерва, которого не имели немцы.

С 1 декабря начались ожесточенные бои на почти всех участках вокруг Тулы. Противник пытается окружить город севернее Тулы с востока наперерез железной и шоссейной дорогам, выйти по Веневскому шоссе, перерезав его, и стремится на Московское шоссе. Ночью с 4 на 5 декабря 1941 года дороги были перерезаны у разъезда Ревякино, телефонно-телеграфная связь с Москвой прервана. Была попытка частей противника, наступающих с востока, соединиться с частями 43-го армейского корпуса, наступающего с запада. Но она не удалась. Тула оставалась в «кувшине» с узким горлышком. Коридор, в котором наши части сражались – одни лицом на запад, а другие лицом на восток, – был шириной 5–6 километров, но замкнуть кольцо окружения противнику не дали, хотя угроза окружения города стала реальной.

В то время была организована круговая оборона города. Бои шли непрерывные на Орловском, Воронежском, Веневском, Одоевском, Калужском шоссе, и очень жестокие, противник нес большие потери, добиваясь своими атаками проникновения в город. Были потери и в наших войсках. Подача электричества из Каширы прекратилась. Немцы перебили линию передачи. Электроэнергия подавалась на заводы с помощью турбины начала века, найденной на 176-м заводе. Ее быстро отремонтировали и пустили в дело.

На юго-востоке (за заводом «Новая Тула») идут день и ночь бои. На Веневском шоссе около Пригори и Торхово идут бои очень кровопролитные. И 5–6 [декабря] начались бои на шоссе и под Лаптево. Противника наши части окружили [на] шоссе Москва – Тула, Тула – Венев и Лаптево и уничтожают его. Одновременно идут бои на всем фронте под Тулой. Противостояние в эти дни было во всем, везде, очень плотным, принимало подчас самые неожиданные формы. Приведу один пример. Гудериан пишет в своих воспоминаниях, что, возвращаясь из Грязново в Ясную Поляну в ночь на 5 декабря, он попал в овраг на своем командирском танке и не мог выбраться из него по обледенелым склонам.

«К счастью, по другую сторону оврага, – пишет Гудериан, – я встретил машину связи штаба группы, которая и доставила меня в ту же ночь в Ясную Поляну».

Незадолго до описываемого немцем счастливого для него момента разведчики доложили мне, что в овраге под Тулой кто-то возится на танке. Туда немедленно была выслана стрелковая рота, которая опоздала буквально на считанные минуты. Когда наши бойцы вышли к брошенному немецким командующим танку, мотор машины был еще теплым. Мы ходили по своей земле, и большой вопрос – кто за кем охотился.

Сработала разведка и на следующий день, взяв живьем немецкого высшего офицера. Допрашивали мы его в доме на окраине, держался он нагло, было видно, что попалась важная птица, и мы выяснили, что они готовят через несколько часов. Подготовились и мы.

В ночь на 7 декабря по Калужскому шоссе со стороны д. Маслово фашисты силами только что прибывшей 296-й пехотной дивизии «Оленья голова» (попавшийся нам барон в мундире с опушкой оленьей шерсти на погоне был из этой части) предприняли психическую атаку на п. Мясново. Шли, распахнув френчи, в лютый мороз, пьяные. Бой длился два с половиной часа. Мы тогда применили прожекторные противозенитные установки против преобладающих сил пехотных частей немцев, чтобы им не удалось подобраться к нам незамеченными. Поставили установки в защищенных домами местах и при содействии прожекторных лучей, подсветивших и ослепивших атакующие порядки противника, осветили все поле боя.

Было светло как днем. Артиллеристы-зенитчики залпами пушек прямой наводкой, бойцы рабочего полка и других пехотных частей огнем пулеметов, автоматов и винтовок сорвали атаку врага и нанесли ему жестокие потери. Били наверняка. Свет против слепых сил захватчиков дал отличные результаты.